— Наверняка за 10 лет существования группы «Звери» у вас появились и любимые города, и любимая публика?
— Скорее, это совокупность города, культуры, людей, площадки,
технического обеспечения концерта. Приятно, в первую очередь, играть
там, где техническая составляющая на хорошем уровне. К сожалению, таких
городов в России не так много — Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург,
Новосибирск.
— Настолько высоки ваши требования к качеству звука?
— По европейским стандартам — нормальные. Но в нашей стране, увы,
большинство залов все еще не на должном уровне. Поэтому наш райдер для
многих городов сложноват. Я — не капризный артист, но убежден: что
должно исполняться, то обязательно должно исполняться. Если комфортно
играть нам, музыкантам, значит, комфортно будет и публике. Любой наш
дискомфорт неизбежно отдается в зал «бумерангом».
— Если оглянуться назад, то за группой «Звери» и вами лично нет ни
одного скандала, «черного пиара», а если еще раз вслушаться в песни, то
все они наполнены позитивом и жизнелюбием. Скажем так, стратегия
«Зверей» — не агрессивно-воинственная, вы не хищники, да?
— Все нормы и правила устанавливаю сам. Первое правило — хорошо делать
свою работу. Все остальное вторично и, скорее всего, не нужно. Наше
главное отличие от многих других коллективов заключается во внятности,
простоте и доступности информации, поступающей к людям в виде песни.
Если у песни есть идея, настроение, мелодия, то дальнейший ее пиар не
имеет смысла. Если песня всего этого лишена, тогда приходится прибегать к
«черному пиару», скандалам, околомузыкальным событиям. Но «Звери» не
особо не нуждаются в этих фокусах.
— Роман, вы — человек настроения? Возможно, были случаи, когда из-за дурного настроения лидера отменялись гастроли группы?
— Отдаю себе отчет в том, что занимаюсь профессиональной деятельностью.
Когда ты выходишь на сцену, то должен отдать публике то, что должен. По
возможности — на 100 процентов. По большому счету, мое настроение никому
неинтересно — ведь люди приходят получать позитивные эмоции, в конце
концов просто отдыхать. За сценой может происходить со мной все что
угодно, но когда я выхожу на сцену, то забываю о своем состоянии,
нервах…
— Поймала себя на мысли, что слушая ваши песни, испытываю пионерское желание — стать хорошей.
— Это и есть наша цель — помогать людям. Если песня не помогает, то она
недостойна внимания. Не говорю об альтернативных направлениях, которые,
впрочем, тоже помогают определенному складу людей, но своими средствами.
— Роман, у вас добрые глаза. Такие же у вашего земляка — актера Павла Деревянко. Вы — друзья?
— Пару раз виделись, общались, но не больше. Правда то, что мы с Павлом —
из Таганрога, поэтому и глаза у нас добрые. У Антона Павловича Чехова —
тоже добрые глаза, и у Фаины Раневской — добрые.
— Часто приезжаете на малую родину?
— В последнее время нечасто. Географическое положение влияет на язык,
традиции, культуру человека. Понятно, что юг России отличается от
Севера, Востока… Но я почти не замечаю этих отличий. Историю города,
конечно же, хорошо знаю. Могу даже вам рассказать.
— Ваша первая профессия — строитель. Не было ли мыслей построить по своему проекту в Таганроге уникальное здание?
— Уже не владею в достаточной степени профессиональными качествами для того, чтобы построить дом.
— Даже простенький домик, кирпичик к кирпичику — не сможете?
— А зачем? Я-то смогу, но должна быть идея. Физический труд
облагораживает человека, поэтому я нередко к нему прибегаю. Сам могу
убрать, что-то починить, приготовить, создать… С руками у меня все в
порядке. Но строить дом непонятно зачем, для кого, — нелепо!
— О вас очень хорошо отзывается режиссер театра и кино Кирилл
Серебренников. На ваш взгляд, что режиссер-эстет, режиссер-новатор,
человек-интеллектуал находит в ваших незамысловатых песнях?
— Во-первых, Серебренников — почти земляк, из-под Ростова-на-Дону. Ответ
лежит на поверхности: самое сложное — сделать простое. Заморочить можно
любую тему и сделать так, чтобы никто ничего не понял. Высший пилотаж —
добиться того, чтобы все поняли, прочувствовали. Поэтому красота и
заключается в простоте, внятности, когда с помощью двух-трех слов
создаешь узнаваемые людям образы, и люди говорят: «Да, именно все так и
есть».
— Видимо, вы хорошо учились в школе, раз поняли главные истины?
— Школа здесь ни при чем. К сожалению, этой простоте практически
невозможно научиться: либо она дана, либо — нет. Простоте и ясности
обучить нельзя, всему остальному — можно. Ремесло, техника,
профессионализм, — все оттачивается, а простота дается с рождения.
Профессия, популярность — это труд. Но прежде труда должен быть талант —
это твоя уникальность, особенность, отличительность от других, а потом
уж работа, работа…
— Вы уже в детстве поняли, что вы — особенный и непохожий на других?
— Конечно, нет. Да, в каждом человеке есть что-то свое. Дело не в
голосе, а в человеке, точнее, в том, что он хочет сказать другому
человеку. Искусство — это обратная реакция, полученная от зрителя. А
если реакции нет, значит, это уже не искусство. Если художник не получил
обратной реакции, значит, не смог заинтересовать человека.
— В каждой ли области, из тех, в которых вы отличились, — а это и книга,
и передача по ТВ, и коллекция одежды, — вам удавалось вызвать ответную
реакцию, достучаться до умов, сердец людей?
— Пожалуй, да. Реакция разная, но она есть. Музыка — главное, тогда как
все остальные занятия — пробы, вызванные обычным любопытством и желанием
найти отклик у других. Во многом из любопытства недавно снялся в
сериале Валерии Гай Германики «Курс счастливой жизни». Мне было
комфортно на съемочной площадке, и это обнадеживает. Поскольку по своей
природе я — довольно стеснительный, замкнутый… А в такой профессии, как
актер, очень важно раскрепоститься, раздеться, быть абсолютно голым… Я
же стесняюсь. Но когда есть режиссер, способный дать мне уверенность,
непринужденность, легкость на площадке, тогда все получается. С
Германикой мне понравилось работать, может, потому, что ни разу за
съемочный день она не попросила сделать второй дубль. Ее установка: «Как
хочешь, так и живи в кадре». Разумеется, некий вектор есть, но при этом
никто ничего не диктует, не указывает. Как мне кажется, даже
профессиональным актерам не надо играть кого то, — надо играть себя.
Когда напыщенно, надуманно стараются корчить из себя кого то, то это
сразу видно.
— Роман, у вас нет никаких «понтов»? Сегодня ведь тенденция — все живут
по формуле Шекспира: «Весь мир театр»…Не расстаются с масками.
— У меня маски нет, а есть защита, вызванная опять же чувством
стеснения. Некоторые люди воспринимают это как снобизм, тогда как
причина этому — застенчивость, скромность. Иногда люди путают скромность
с недоверием к другим, но у меня, правда, скромность. Хотя не могу же я
рассказывать всем: я скромный, я — застенчивый, а никакой не сноб?!
Каждый волен думать так, как ему хочется. Заметил, что если человеку
чего-то не хватает, если у него есть пробел, тогда он придумывает себе
всякие понты. Мне кажется, что у меня все нормально, и что-то выдумывать
— глупо и бессмысленно. В любом случае, все выдуманное будет слабее по
энергетике тебя, настоящего. Поэтому мне кажется странным и нелепым —
придумывать вместо себя другого человека и предлагать его другим.
— У вас, Роман, столько семерок — родились 7 декабря 1977 года. Верите, что это тайный счастливый знак?
— Да, семерки есть, видимо, я — везучий. Что же касается всего потустороннего, то в это я не верю.