Первое, что бросается в глаза на новом диске
"Зверей",— кавер-версия песни Виктора Цоя "Хочу перемен", той самой,
которой заканчивалась "Асса" Сергея Соловьева.
"Звери" в представлении ортодоксальной
рок-публики — последние из соотечественников с гитарами, кому можно
доверить Цоя. Или предпоследние, если последние — "Ранетки". Это следует
из реплик на интернет-форумах по поводу другой новой песни "Зверей" "В
этом городе нет рок-н-ролла". На заре карьеры Рома Зверь легко заводил
поляну "Нашествия", но со временем полюбился "Русскому радио", прочно
прописался в номинации "лучшая рок-группа" "Премии "Муз-ТВ"" и в конце
концов предстал в качестве "голоса спальных районов" в симптоматичном
фильме Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". Предыдущий
альбом "Дальше" намекал на взросление героя и был полон сентиментальной
лирики, но радикальной коррекции образа не случилось. Зверь подрос, но
он по-прежнему был свой, районный, квартальный.
Резкий выпад в виде песни "Хочу перемен"
адресован прежде всего тем, кто наотрез отказывает "Зверям" в хоть
какой-либо принадлежности к року. Здесь нужно отметить, что даже самые
отчаянные критики песен "Зверей" всегда соглашались с их ценностью как
концертных исполнителей. Рома Зверь — тот человек, по отношению к
которому "умирает на сцене" — не пустая фраза. В "Хочу перемен" "Зверям"
удалось адекватно воспроизвести энергию своих концертных выступлений,
что для отечественных артистов редкость. Маловероятно, что кто-то, кроме
фанатичных поклонников "Зверей", поверит песне. Слишком много вокруг
"новых Цоев". Еще недавно на этот почетный пост прочили героического
рэпера Noize MC, а сегодня спорят насчет лабораторных экспериментов
электронщика Муджуса, взявшего за образец песенную матрицу "Кино".
Только что вышел саундтрек к фильму "Игла.Remix", также полный
разнообразных студийных упражнений вокруг "Кино".
На
этом фоне бесхитростный, но стремительный кавер "Зверей", конечно, мало
кого вызовет на серьезный разговор. Но альбом "Музы" в целом его,
несомненно, достоин. Упомянутая песня "В этом городе нет рок-н-ролла"
сделана с таким первобытным сексуальным драйвом, словно и не было у
"Зверей" десяти лет карьеры, словно сейчас им все нужно доказывать
заново. "Звери" звучат сейчас, как "Алиса", не хуже — это точно. И
господин Зверь выплевывает слова песен так, что впору переживать за
нервную систему его многолетних поклонниц. В "Музах" есть даже песня с
названием, как у "Алисы",— "Солнце за нас". Но вот этот номер как раз
ближе любимому радиостанциями "дворовому" звучанию группы. Было бы
странно, если бы "Звери" вырвались слишком далеко за флажки формата.
Песня "Кнопки", написанная с ориентиром на коммерческий танцевальный рок
группы The Rasmus,— готовый хит для школьных дискотек, к тому же Рома
Зверь включает здесь свою самую манерную, самую ненавистную певческую
манеру. "Хочу тебя" — продолжение хулиганско-лирического направления
альбома "Дальше". "Никуда не надо" — редкий для "Зверей" эксперимент в
речитативе с беззаботным летним припевом. "Микки" и "Рули" — столь же
позитивный летний материал, который гораздо легче критиковать, чем
сочинять. В песне "Никому" вдруг обнаруживается намек на группу "Пилот",
в следующем номере "Неважно" снова ревут гитары, готовя слушателя к
"Рок-н-роллу" и "Переменам".
В полном соответствии с названием диска
десять новых треков "Зверей" — марш-бросок с остановками на самых
любимых группой аккордах и гармониях, дольше — на рок-н-ролльных. И при
этом — легко узнаваемый стиль сочинения куплетов. "Кто-то при помощи
"Яндекса" маячит сигналами бедствия. Кто от любви латексом, кто за
любовь лезвием. Я верю, во что не верится, и пусть это вам не нравится.
Мы обязательно встретимся, пока этот мир катится". В чем-то главном
"Звери" не меняются.
Борис Барабанов о альбоме Музы |