В клубе Arena Moscow прошла презентация
нового альбома группы «Звери» «Музы». К толпе подросших
подростков-фанатов присоединился БОРИС БАРАБАНОВ.
После того как песни группы «Звери» оказались
в саундтреке поколенческого киноманифеста «Все умрут, а я останусь»
Валерии Гай-Германики, считать «Зверей» просто популярным у молодежи
коллективом стало невозможно. В каждом шаге Ромы Зверя теперь приходится
искать отражение глубинных психологических проблем подрастающего
поколения, несмотря на то что господин Зверь и его коллеги продолжают
писать по большей части незамысловатые песни о любви и школьном сексе.
Записав альбом «Музы», коллектив подлил масла
в огонь дискуссий на тему, рок ли «Звери» или просто «Руки вверх» с
гитарами. На новом диске есть шикарный боевой номер «В этом городе нет
рок-н-ролла» в духе одновременно Билли Айдола, поздней «Алисы» и
«Карнавала нет» «Мумий Тролля». Кроме того, имеется номер «Солнце за
нас» (песня с таким же названием имеется в репертуаре «Алисы») и,
наконец, кавер на песню «Кино» «Хочу перемен». Но в целом это все равно
такие несложно скроенные уличные песни о школьных «отношениях», из
которых вычеркнута интеллектуальная составляющая. Лирический герой Ромы
Зверя соблазняет одноклассниц, не прибегая к помощи книг и фильмов, он
человек действия. В этом смысле ничего не меняется.
Ни для кого не секрет, что «Звери» — отменный
концертный коллектив. «Умирать на сцене» — это как раз про них.
Презентация альбома «Музы» показалась немного затянутой только потому,
что никаких традиционных признаков «презентации» не наблюдалось. «Звери»
сыграли просто на темном фоне, без экранов и декораций. Их, вероятно,
готовят к большому декабрьскому концерту в «Олимпийском», которым группа
начнет отмечать свое десятилетие. А в «Арене», вероятно, можно было
сыграть чуть меньше, но выложиться до предела. Вероятно, сказалась
усталость группы, уже показавшей новую программу в турне по городам
России и Украины.
Но и без дополнительной сценографии группе
достаточно крепкого рок-н-ролльного звука, в котором выделяется гитара
Максима Леонова. Этот музыкант играет, безусловно, больше и техничнее,
чем теоретически требуется музыке, адресованной окраинным школьным
дискотекам. Однако его соло совершенно лишено понтов, свойственных,
скажем, какому-нибудь гитаристу хард-роковой школы, нанятому
аккомпанировать исполнителю русского шансона. Если искать зарубежные
аналоги, то «Звери» — это с точки зрения места в общем раскладе что-то
вроде русских Kaiser Chiefs. Доступный и массовый рок с привязчивыми
мелодиями и стадионным драйвом и без претензий на роль спасителей мира. И
тут все же задумаешься: так ли уж стоит «Зверям» держаться за
примитивный, порой откровенно ресторанный звук клавишных, неужели без
него фанаты не признают любимые песни с первых аккордов?
По реплике Ромы Зверя в финале концерта стало
ясно, что в успехе новых песен он не уверен до конца, и это несмотря на
то что публика пела их хором почти целиком. Реакцию поклонников он
характеризует словом «непонятно», что выдает в нем автора, по-настоящему
переживающего за свой продукт, а не просто регулярно выдающего дежурную
порцию «форматного» для себя материала. «Музы» не дали окончательного
ответа на вопрос о рок-н-ролльности «Зверей». Легкомысленной дворовой
лирики там тоже достаточно, а яростные роковые интонации в вокале певца
по-прежнему соседствуют с сиротскими обертонами, характерной манерностью
и привычкой менять звучание гласных до неузнаваемости.
Но для того чтобы «Музы» работали так же, как
классика «Зверей», нужно, чтобы в куплетах независимо от стиля
аккомпанемента нашлись бьющие наповал, проникающие в подкорку словесные
хуки вроде «Районы, кварталы, жилые массивы» или «Напитки покрепче,
слова покороче», ну и далее по списку. Как минимум, песня «В этом городе
нет рок-н-ролла» уже в этом списке. И если верить чутью Валерии
Гай-Германики, вместе с друзьями буквально бившейся в конвульсиях в
одной из VIP-лож, в окраинных школах у новых песен «Зверей» тоже все
сложится. |