— Прошел юбилейный концерт, все ли было так, как ожидалось?
— Все нормально быть не может, особенно в нашей стране, вы это
прекрасно знаете. Проблемы были со звуком, с организацией, с нехваткой
времени на подготовку. Концерт прошел скомканно, и мне это
не понравилось. Нам еще предстоит серия юбилейных выступлений, но решить
эти проблемы возможности нет, потому что здесь нет культуры проведения
концертов. Ситуация такая, что люди получают деньги и при этом
не работают, а это самая большая проблема.
— Были отзывы, что вы растете, затрагиваете новые темы,
начинаете работать в альтернативном ключе, а публика все еще хочет
от вас легкости, подростковой любви, бодрости и не принимает таких
песен, как «Рок-н-ролл», например...
— Это нормально, гораздо приятнее слушать жизнерадостные,
удобоваримые песни, которые быстро доходят до слушателя. Ничего
удивительного в этом не вижу. Просто у меня была возможность опуститься
«на дно» и сделать то, что заранее будет непопулярным. Нужно было найти
в себе на это силы, время и желание отдать этому часть своей жизни.
Я знал, что так будет с рядом песен, что они настолько узки, что
практически не нуждаются в исполнении на концертах. Для пластинок они
годятся и имеют право на существование, но, понятно, непопулярны среди
поклонников. Это был эксперимент, целенаправленная акция.
— Дальше будете экспериментировать?
— Нет, теперь в другом направлении буду экспериментировать, здесь все уже понятно и так.
— Мы видели акустическую программу «Зверей» во МХАТе, слышали
интересную, необычную пластинку «Музы». Где еще экспериментировать?
— В авторской электронной музыке.
— Это же подразумевает сидение за компьютером и склеивание различных звуков. Будете уходить от работы с группой?
— Да. Но это будет не диджейство, когда ты сидишь и склеиваешь лупы
один за другим, нет. Другая интересная работа с множеством интересных,
культовых машин. Будут использоваться нецифровые технологии, аналоговые
приборы, начиная от драм-машин, заканчивая различными синтезаторами.
Я буду все делать сам, не буду никого привлекать, и можно будет увидеть,
как я представляю себе музыку. Не буду запариваться и как-то
стилизовать звук, все будет под мое настроение. Есть такая сказка «Каша
из топора», она отчасти и про мою новую работу. Буду использовать то,
что окажется под руками. Понадобится какой-нибудь инструмент — пойду
и куплю его.
— Формат рок-группы изжил себя?
— Нет, это просто отдельная работа, которая подразумевает копание
в себе и уход от коллективного творчества к индивидуальному. Группа
будет заниматься записью альбома «бэстов». Сами по себе, без моего
участия «Звери» будут работать над звуком пластинки, который будет
приближен к нашему концертному звучанию. Я присоединюсь только на записи
вокала. — Может, произошел конфликт внутри группы?
— Нам нужно отдельно поработать, потому что мы вместе не один год,
записали не один альбом, наша форма сотрудничества приелась и стала
неинтересной. Мы знаем, чего ждать друг от друга в совместном
творчестве. Мы очень скованно работаем друг с другом, хочу посмотреть,
как будем работать по отдельности.
— Новые песни будут вынесены в сольный проект?
— Не знаю, может, там и не песни вообще будут. Может, кто-то другой
петь будет. Нужно закрыться и посидеть месяца три... Может, я потом
плюну и скажу, что это не для меня и у меня сейчас не то состояние.
— Хотелось бы обобщить ваш 10-летний
опыт. Профессиональная аудитория воспринимает группу «Звери» как
изначально продюсерский поп-роковый проект. Но в какой-то момент времени
вы «освободились» от продюсерского руководства и ушли в самостоятельное
плавание. Правильно?
— Со стороны да, изнутри это не совсем так.
— А как? Какую роль в вашем творчестве сыграл продюсер Александр Войтинский?
— Я бы не сказал, что это был продюсерский проект или что это вообще
был проект. Хотя любое начинание можно назвать проектом... Изначально
это была работа двух людей, к которым какое-то время спустя
присоединились еще несколько человек. Все шло естественным образом:
я занимался своим делом — писал песни, а Саша своим — ему интересно было
снимать видео. Мы выбирали песню, на которую будем снимать видео с тем
учетом, чтобы оно еще как-то понравилось людям, было доступно и понятно.
На тот момент была мода снимать ерунду, набор ярких планов, никаких
идей, одни цветные пятна. Это очень раздражало и раздражает сейчас. Нам
хотелось показать обычную человеческую историю, чтобы человек мог
улыбнуться, либо, наоборот, испугаться. И мы получали обратную реакцию,
такую, которую нам хотелось. С уходом Саши и по прошествии времени стало
понятно, что даже если бы он остался, мы бы в конечном итоге стали
заниматься чем-то другим. Мы не можем делать одно и то же, нам хочется
делать что-то разное, при этом, конечно, внятное и с обратной реакцией.
Поэтому Саша ушел в кино окончательно, а я решил углубиться в музыку
и сделать несколько экспериментов. В принципе я знал, чем они кончатся.
Но так как я этого не делал, а сразу начал с самого сложного, на этот
раз я решил скатиться к самому дну, к самому простому. Самое простое,
что можно сделать в творчестве, это когда тебе наплевать, что подумают
люди, ты делаешь то, что хочешь и считаешь нормальным. Самое сложное —
быть доступным и понятным. Я провел эксперименты, понял все, что хотел
понять, что не доходило до меня. В будущем, может, мы будем сотрудничать
с Сашей, но чуть позже, сейчас нам нужно доделать свои дела.
— Насколько образ, который вы с Войтинским создавали в клипах, совпадает с вашей личностью?
— Совпадает, потому что я не актер и очень важно было в роликах
не играть. Потому что, если ты не актер и находишься на съемочной
площадке, ты зажимаешься, боишься, пытаешься играть и быть не тем, кто
ты есть на самом деле. Это большая ошибка. Нужно быть самим собой,
расслабляться. Я практически не играл, мне было комфортно себя
чувствовать таким, какой я есть, плюс ко всему это весело, потому что
это все равно игра.
— Вы очень чутко относитесь к тому, что происходит вокруг.
В субботу на Болотной площади прошел митинг против фальсификаций
на выборах, почему на митинге были только Елин с «Рабфаком» и Нойз?
Почему альтернативные музыканты не могут или не хотят высказываться?
— Может, они двуличные суки или проститутки продажные?
— Вам эта тема не близка?
— Нет, для «Зверей» она никогда не была близка, мы никогда
не выступали, не агитировали ни за одну политическую партию. Не были
замечены в этом, в отличие от многих альтернативных групп, которые бьют
себя в грудь и говорят, что они — честь и совесть России, но при этом
почему-то не выходят на митинги. Не знаю, почему они так делают. |